Порядок проведения оценки

Правила проведения Центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204. (см. на сайте в разделе нормативные документы по независимой оценке квалификации).

1. Соискатель предоставляет в ЦОК АНО «СБР» необходимые документы
2. Заключает договор и оплачивает процедуру оценки квалификации
3. ЦОК осуществляет:
  • прием и регистрацию комплекта документов соискателя;
  • рассмотрение комплекта документов соискателя;
  • определение и согласование с соискателем даты, места и времени профессионального экзамена.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства №1204 от 16 ноября 2016 года, Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена, а также информирует соискателя или законного представителя о процедурах проведения профессионального экзамена.

В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

В случае если соискателем или законным представителем представлен неполный комплект документов соискателя, центр оценки квалификаций информирует об этом соискателя или законного представителя.

4. ЦОК проводит теоретическую часть профессионального экзамена

Теоретическая часть профессионального экзамена

Включает ответы на вопросы (тестирование) с использованием компьютера и при необходимости собеседование с членами квалификационной комиссии. По результатам составляется протокол и присваиваются баллы.

Занимает 1 рабочий день

5. ЦОК проводит практическую часть профессионального экзамена

Проходит на базе экзаменационного центра (организация — партнер Центра оценки квалификации, обладающая необходимыми площадями, оборудованием и материалами). Проходит, как правило, в группах. Соискателям дается практическое задание, которое необходимо выполнить за определенное время. Оборудование, материалы, спецодежда, которые используются в практической части экзамена, входят в стоимость оценки квалификации. По результатам практической части квалификационная комиссия определяет навыки и умения выполнения работ.

Занимает 1 рабочий день

6. ЦОК оформляет результаты профессионального экзамена

Уровень квалификации присваивается квалификационной комиссией по сумме баллов за теоретическую и практическую части.

7. ЦОК оформляет и выдает свидетельство о квалификации

При успешном прохождении профессионального экзамена — оформление и выдачу соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации.
В случае неудовлетворительной оценки — оформление и выдачу соискателю заключения о прохождении профессионального экзамена, включающего рекомендации для соискателя.

8.Что такое «Независимая оценка квалификации»

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации — при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации — это:

  • Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;
  • Свидетельство о квалификации общероссийского образца;
  • Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;
  • Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;
  • Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;
  • Широкое применение информационных технологий.

Принципы независимой оценки:

  • добровольность, доступность, открытость
  • компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства
  • исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений
  • право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных
  • поддержка работодателей в оценке персонала.

Бенефициары независимой оценки:

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

  1. Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения
  2. Продвижение в профессии
  3. Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ
  4. Расширение возможности трудоустройства
  5. Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

  1. Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала
  2. Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах
  3. Существенная экономия на подборе и обучении работников
  4. Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

  1. Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров
  2. Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов
  3. Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок
  4. Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом
  5. База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

  1. Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам
  2. Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами
  3. Обеспечение профессионально — общественной аккредитации своих программ
  4. Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов

Нормативные документы:

  • Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О независимой оценке квалификации“»
  • Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

  • Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Национальное агентство развития квалификаций

Исполнительные органы:

  • Советы по профессиональным квалификациям
  • Центры оценки квалификаций

Пользователи:

  • Работодатели
  • Соискатели

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности

Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:

  • информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;
  • обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;
  • содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;
  • обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:
  • дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.